Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Девиантное поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным нормам или нормам психического здоровья.
Deviatio - отклонение (лат.).
Люди с отклоняющимся поведением могут иметь психическое расстройство и быть психически больными, а могут быть душевно здоровыми.
В первом случае девиация связана с психической патологией, и здесь требуется психофармакологическое лечение.
Во втором случае девиация базируется на внутриличностном или межличностном конфликте, и здесь нужны психологические методы воздействия.
Целью данного исследования является изучение девиантного поведения.
Задачи:
- рассмотреть понятие и виды девиантного поведения;
- изучить формы и причины возникновения девиантного поведения;
- показать профилактику девиантного поведения.
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Противопоставление себя социуму, своего собственного подхода к жизни социально нормативному поведению может проявляться не только в процессе личностного становления и развития, но также идти по пути всевозможных отклонений от приемлемой нормы. В таком случае принято говорить о девиациях и девиантном поведении человека.
В большинстве подходов понятие девиантного поведения связано с отклоняющимся, либо же, асоциальным поведением того или иного индивида.
Подчеркивается, что данное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез с принятыми в обществе нормами, причем, вне зависимости, закреплены ли они (нормы) юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной социальной среды.
Человек проявляет себя именно так в силу неадекватного личностного формирования в процессе социализации и освоения нравственных норм, устоев и правил. Собственное поведение таким человеком (с точки зрения стандартов общественной морали) контролируется в весьма незначительной степени .
Педагогика и психология, будучи науками о человеке, особенностях его воспитания и развития, сосредотачивают свое внимание на общих характерных признаках девиантного поведения:
- аномалия поведения активизируется при необходимости выполнять принятые в обществе (важные и значимые) социальные стандарты морали;
- наличие ущерба, который «распространяется» достаточно широко: начиная от собственной личности (аутоагрессия), окружающих людей (групп людей), и заканчивая материальными предметами (объектами);
- низкая социальная адаптация и самореализация (десоциализация) индивида, нарушающего нормы .
Можно с уверенностью утверждать, что девиация и социальная дезадаптация/изоляция - равноценные понятия, поскольку человек не может успешно существовать в определенной (нормальной, обыденной) социальной среде. Т.е., у него имеются отклонения с точки зрения среднестатистического поведения, характерного для большинства людей как представителей социума.
Поэтому для людей с девиацией, особенно для подростков (именно этот возраст необычайно подвержен отклонениям в поведении), характерны специфичные свойства:
- аффективное и импульсивное реагирование;
- значительные по величине (заряженные) неадекватные реакции;
- недифференцированная направленность реакций на события (не различают специфику ситуаций);
- поведенческие реакции можно назвать стойко повторяющимися, длительными и многократными;
- высокий уровень готовности к асоциальному поведению .
Виды девиантного поведения:
Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):
1. Асоциальное. Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуревич, П.С. Психология / П. С. Гуревич. - М.: Инфра-М, 2017. - 330 с.
2. Иванюшкин, А.Я. Биомедицинская этика. / А.Я. Иванюшкин.
3. Малкина-Пых, И.Г. Экстремальные ситуации / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2019. - 960 с.
4. Менделевич, В.Д. Медицинская психология / В.Д. Менделевич. - СПб.: Феникс - 2018 - 460 с.
5. Островская, И.В. Психология / И.В. Островская. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 480 с.
6. Руденко, А.М. Психология / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 383 с.
7. Спринц, А.М. Медицинская психология с элементами общей психологии /А.М. Спринц, Н.Ф. Михайлова, Е.П. Шатова. - СПб. : СпецЛит, 2019. - 447 с.